«Позолоти ручку». Как платить за свадебные услуги.

Итак, свадебный рынок перерыт сверху донизу, вы нашли декоратора своей мечты. Потрясающее портфолио, прекрасные отзывы, глаза горят, понимаете друг друга с полуслова. Ура, троекратное! И… повод особенно тщательно читать договор: чем выше ваши ожидания от подрядчика, тем больше внимания нужно уделить письменным взаимоотношениям. Какими бы прекрасными вы и ваши исполнители ни были, есть ряд вещей, которые необходимо знать каждой невесте.

В любом случае, в договоре должны быть сроки и порядок выполнения работ/оказания услуг, порядок оплаты и приёмки результатов, возможные штрафы и пени за просрочку. Хотя, конечно же, все мы понимаем, что вряд ли какой-то штраф сможет компенсировать бедно украшенный зал, так же как и отсутствие фотографий c праздника или не вовремя привезённый торт.

1. Работа или услуга?
Тут есть одна тонкость. В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса, если в договоре предусмотрено выполнение работ, то подрядчик обязуется по заданию заказчика сделать определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (или не принять и не оплатить, соответственно). Иными словами, работа всегда имеет материальный результат, соответствие которого условиям договора подтверждается заказчиком в акте приемки работ. А вот при оказании услуг вознаграждение выплачивается за сам факт оказания услуги, независимо от достижения результата, нужного заказчику. Как, например, с тем же фотографом. И здесь возникает вопрос качества услуги и субъективного понятия красоты, который мы рассмотрим в следующей статье.
Из чего складывается стоимость работ/услуг в случае с декоратором:
— услуги декоратора и его команды;
— необходимые расходные материалы;
— инструменты;
— аренда конструкций, оборудования, спецтехники, автотранспорта.

2. Аванс, задаток или предоплата: «Утром деньги – вечером стулья»

Договор – вещь двусторонняя, поэтому внимательно смотрите не только на свои права, но и на обязанности.
Во-первых, обратите внимание, каким словом описывается ваша обязанность оплатить часть стоимости услуг по договору заранее: аванс, предоплата или задаток. Если вы захотите отказаться от услуг этого исполнителя, аванс и предоплата подлежат возврату, задаток же остаётся у исполнителя: передумать в последний момент и выбрать другого исполнителя без потери задатка вы не сможете.
Чем же выгоден именно задаток для вас как для клиента? Тем, что исполнителю будет невыгодно самому отказаться от вашего заказа: в этом случае он должен будет вернуть вам двойную сумму задатка. То есть, это является вашей гарантией, что вы получите услугу, вам не предпочтут другого более «вкусного» клиента и исполнитель, соответственно, предусмотрит в своём графике место для вашего заказа.
Во-вторых, помимо задатка для декора всегда требуются материалы, и закупать их нужно заранее, чтобы исполнитель спокойно работал над вашим заказом, не переживая, что самого нужного в последний момент перед праздником может уже и не хватить. Скажем, неходовые сорта цветов нужно заказывать за несколько недель.
В-третьих, в ваших интересах создать исполнителю лучшие условия для исполнения заказа.
— Вовремя предоставлять всю запрошенную информацию (поверьте, декоратор не из любопытства так много спрашивает о вашей свадьбе и о гостях, это действительно необходимо для качественной работы по вашим пожеланиям).
— Не менять требования в процессе, а уж тем более после завершения работы, в первую очередь это касается количества – крайне сложно бывает «добавить ещё 5 тех штучек и 3 вон тех», когда материалы куплены на оговорённое с вами количество предметов декора. А то и вовсе невозможно, когда материалы поставляются под заказ.
— Не стараться сэкономить на всём: дешёвые материалы таят в себе немало неприятных сюрпризов, хороший декоратор скорее откажется делать заказ, чем возьмётся за работу из некачественных или неизвестных ему материалов. В этом случае лучше отказаться от какого-то вида декора вовсе, чем экономить на качестве.
— Не контролировать каждый шаг, ограничившись необходимым и достаточным количеством встреч, созвонов, проверок. Доброжелательно относиться друг к другу. Невероятно, но факт – мы даже встречали такой пункт в договорах: «уважительно относиться к Исполнителю и его представителям». Вероятно, у исполнителя были прецеденты, после которых этот момент появился на бумаге, но нам кажется, что это уже излишне: наличие такого пункта в договоре скорее говорит о том, что у конкретного исполнителя есть определённые сложности с выстраиванием коммуникаций с заказчиками. И, кстати, клиенты Творческой мастерской «ОК» замечательно и продуктивно общаются с нами совершенно без необходимости упоминать об этом в договорах.
Оставшаяся часть оплаты, как правило, производится либо за день до свадьбы, либо в день торжества. Это своего рода гарантия для заказчика.

3. Своевременное выполнение работ или «Успеть за 24 часа».

В случае со свадьбой услуги должны быть предоставлены точно в заявленную дату, без опозданий и переноса срока. Что делать, если исполнитель работает слишком медленно? Тут можно воспользоваться аналогией закона, применить ст. 715 ГК РФ и расторгнуть договор на том основании, что исполнитель работает настолько медленно, что становится очевидным, что к установленному сроку работа завершена не будет. Ст. 715 ГК РФ позволяет расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
Что нужно сделать для этого? Включить в договор пункт, который оговаривает, какая готовность должна быть к какому сроку (контрольные сроки) и указать, что если к установленному сроку такой готовности не будет, заказчик имеет право расторгнуть договор и потребовать с исполнителя возмещения как всех понесенных убытков, так и ту разницу, которую заказчик должен будет понести в связи с привлечением другого Исполнителя. А расходы могут быть разными: если до свадьбы остался месяц, а декор не готов, наверняка придется платить надбавку за срочность, поэтому прибавляем такую надбавку к убыткам заказчика (с формулировкой «в связи с недобросовестным поведением исполнителя»).

4. Как расторгнуть договор на оказание услуг декоратора. «Я передумала».

И вы, и исполнитель можете передумать, понять, что вы ошиблись в выборе, что вам не так радужно и приятно делать этот проект. Если вы хотите расторгнуть договор до начала работ – задаток останется у исполнителя. Если же исполнитель не сможет взяться за работу – он должен будет вернуть вам задаток в двойном размере.
В соответствии с законодательством, вы можете расторгнуть договор в любой момент при условии возмещения исполнителю фактически понесённых им затрат, которые подтверждаются документально. Берёте приложение или смету, сверяете с фактически выполненным и составляете Акт, по которому производятся окончательные расчёты. Если вы учли наши рекомендации по тщательному описанию предмета договора с подробным перечнем материалов и работ, то сложностей тоже возникнуть не должно.
Что делать при этом с материалами и уже готовым декором, вы решаете с исполнителем в каждом конкретном случае. Возможно, он захочет что-то оставить себе в счёт оплаты услуг и работ по договору, но, разумеется, не обязан это делать. И даже закон о защите прав потребителя в этом случае будет не на стороне заказчика: обратите внимание, что вещи, которые делаются по индивидуальному заказу, по закону вообще не подлежат возврату, если сделаны качественно и в соответствии с пожеланиями клиента.
Как же определить стоимость услуг и материалов, если так вышло, что в договоре нет конкретного указания на стоимость каждого элемента? Для начала попросите документы на приобретение материалов. Если их нет (и так тоже бывает, не все продавцы материалов работают по правилам), то законодательством предусмотрен вариант расчёта стоимости услуг по договору исходя из сложившихся на этом рынке цен. То есть, можно использовать расценки на работы и материалы других исполнителей, примерно определив с их помощью среднюю по городу цену.

Как правило, давно работающие агентства имеют разработанные формы договоров, предусматривающие все эти нюансы, и даже по качеству договора тоже можно судить о том, какое сотрудничество вас ждёт. Да и в случаях, когда вы решили расторгнуть договор, у такого исполнителя будет чёткое понимание, каков будет порядок действий, как поступить, чтобы все стороны договора остались довольны результатом (пусть и неполным) и сохранить с клиентом хорошие отношения – а именно эту цель мы видим главной в своей работе. Желаем вам найти лучшего исполнителя для ваших задумок и ждём ваших вопросов и пожеланий по телефону … и по адресу электронной почты …

Задать ваши вопросы вы можете по телефону: +7(9025)122-700
Электронной почте: strekoza_irk@mail.ru
В «Личные сообщения» в Контакте: Софья Коваль
Фото: из архива «ТМ_ОК» и сети Интернет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *